САЛЮЛЁВА Ю.Н., Управляющий партнёр ТОО GFLawyer. Общий стаж юридической деятельности – 15 лет. Казахстан, г. Алматы, www.gfl.kz

Здравоохранение – это отрасль, организующая и обеспечивающая охрану здоровья населения. Здравоохранение представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и, конечно же, правового характера.

В современной системе любой новый продукт и/или услуга, в первую очередь нуждаются в конечном потребителе. Для того чтобы потребители узнали о новой услуге, необходима реклама.

Реклама – распространяемая и размещаемая в любой форме с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.

Реклама, как любой вид деятельности в Республики Казахстан, подлежит государственному регулированию. Под государственным регулированием в области рекламы понимается устанавливаемый, в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан, контроль производства, распространения и размещения рекламы.

Государственное регулирование в области рекламы осуществляется соответствующими уполномоченными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.

Основными целями государственного регулирования в области рекламы являются:

1) защита национальных интересов;

2) предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, а также рекламы, посягающей на общественные ценности и общепринятые нормы морали и нравственности;

3) защита от недобросовестной конкуренции.

Реклама независимо от формы или используемого средства распространения, размещения должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств непосредственно в момент ее представления.

Реклама на территории Республики Казахстан (за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств) распространяется на казахском и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках. При этом перевод содержания рекламы не должен искажать ее основной смысл.

Реклама в периодических печатных изданиях распространяется на языке, закрепленном в свидетельстве о постановке на учет средства массовой информации.

Не допускается реклама товаров (работ, услуг), запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Если деятельность, осуществляемая рекламодателем, подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (работ, услуг), а также при рекламе самого рекламодателя необходимо указывать номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию, кроме рекламы на радио.

Объекты рекламы, ее тематика периодическими печатными изданиями определяются самостоятельно. Печатные средства, распространяемые по подписке, обязаны в условиях подписки указывать тематическую направленность издания.

Реклама в области здравоохранения это особый вид рекламы, подлежащий дополнительному государственному регулированию. При этом нельзя забывать о различие между рекламой и распространением материалов научно-информационного характера. Основным различием является содержание и смысловая нагрузка предоставляемых материалов. Научно-информационный материал намного шире раскрывает сведения о лекарственных средствах, чем рекламная продукция, поскольку включает в себя научные и аналитические сведения. Научно-информационный материал – сведения или совокупность сведений о лекарственном средстве, изделии медицинского назначения и медицинской технике, содержащие научные и аналитические данные, распространяемые в форме научных статей, методических указаний, учебных пособий. В сравнении с научно-информационными материалами, реклама содержит в себе только основные сведения о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и медицинской техники, то есть информацию, характеризующую потребительские свойства для конечных потребителей.

Так же существуют материалы, которые не относятся ни к рекламе ни к научно-информационному материалу, поскольку не содержат научные и аналитические сведения. Данный материал можно отнести к категории справочные материалы, соответственно его распространение не является рекламой.

При любом размещении материала необходимо понять, к какой, из описанных выше категорий, он относится.

Реклама лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом.

Реклама биологически активных добавок к пище осуществляется в порядке, определяемом государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Реклама медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (далее – услуги), лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств, исключать сравнения с другими услугами, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, биологически активными добавками к пище, не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний.

Запрещается:

1) реклама лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище, средств профилактики, не зарегистрированных в Республике Казахстан;

2) распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача;

3) использование детей, их изображения и голоса в рекламе лекарственных средств, изделия медицинского назначения, кроме лекарственных средств и изделий медицинского назначения для детей;

4) распространение и размещение рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище в общественном транспорте, в организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску, за исключением рекламы лекарственных средств на медицинских, фармацевтических конференциях, конгрессах, симпозиумах и других научных совещаниях;

4-1) размещение рекламной информации на промышленную продукцию, рецептурные бланки;

5) размещение наружной (визуальной) рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, представленной в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов, афиш и иных объектов стационарного размещения рекламы;

6) использование медицинских работников, уполномоченных назначать лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в качестве рекламораспространителей, за исключением случаев предоставления достоверной информации о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения с научной или образовательной целью, а также с целью информирования пациентов;

7) реклама лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

7-1) реклама услуг при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

8) реклама услуг, оказываемых лицами, не имеющими лицензию на занятие медицинской деятельностью;

9) указание в рекламе для населения следующих заболеваний: заболеваний, передающихся половым путем, онкологических, психических, опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ/СПИД, туберкулеза, сахарного диабета;

10) ссылаться в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение и (или) назначение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

11) представлять в рекламе услугу, лекарственное средство, изделие медицинского назначения и медицинскую технику, биологически активные добавки к пище как уникальные, наиболее эффективные и безопасные;

12) утверждать, что безопасность и эффективность лекарственного препарата обусловлена его природным происхождением;

13) вызывать предположения, что эффективность предоставляемой услуги, лечения рекламируемым лекарственным препаратом, биологически активной добавкой к пище является гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов;

14) приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам, лекарственному препарату, изделию медицинского назначения и медицинской технике;

15) реклама предложений о совершении незаконных сделок в отношении тканей (части ткани) и (или) органов (части органов) человека.

Распространение и размещение рекламы медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники допускаются в периодических печатных изданиях, иных средствах массовой информации и в организациях здравоохранения.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецептам, в том числе содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, осуществляется в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан  от 27.02.2015 года №105 «Об утверждении Правил осуществления рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» – реклама осуществляется после оценки рекламных материалов РГП на ПХВ «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, на соответствие законодательству Республики Казахстан в области рекламы при предоставлении Заключения о соответствии рекламы законодательству Республики Казахстан.

Для получения Заключения на распространение рекламы изделий медицинского назначения и медицинской техники Заявитель заключает договор на проведение оценки рекламных материалов изделий медицинского назначения и медицинской техники с Национальным центром по установленной форме, размещенной на сайте www.dari.kz. в разделе «Экспертиза рекламных материалов МИ» или «Экспертиза рекламных материалов лекарственных средств». После заключения Договора Заявитель, в срок до пяти рабочих дней м на основании счета на оплату обязан оплатить экспертизу рекламных материалов,  в соответствии с Прейскурантом Национального центра, размещенным на сайте.

Далее Заявитель представляет в Национальный центр документы и материалы, указанные в пункте 12 приказа МЗСР РК от 27.02.2015 г. №105 «Об утверждении Правил осуществления рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» в одном экземпляре:

1) копию платежного поручения;

2) заявление по форме приложения 1 к Правилам;

3) текст рекламной информации на бумажном носителе на государственном и русском языках в одном экземпляре;

4) текст рекламной информации на видео-, аудиозаписи на государственном и русском языках при размещении рекламы на телевизионных каналах и радио;

5) сопроводительное письмо, в соответствии с шаблоном, предложенным на сайте Национального центра.

6) и иные документы и информацию, с полным перечнем которых Вы можете ознакомиться на сайте Национального центра.

Далее Национальный центр, проводит оценку рекламных материалов, оформляет акта экспертной оценки рекламных материалов, оформляет заключение или мотивированного отказа, оформляет рекламу на бумажном носителе для выдачи заявителю. Все процедуры осуществляются, в течение 20 рабочих дней с момента оплаты услуг Национального центра и предоставления полного перечня документов и информации Заявителем.

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан Об административных правонарушениях, распространение рекламодателем рекламы медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не имеющим лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также рекламы биологически активных добавок к пище без их государственной регистрации, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц – в размере двадцати пяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот месячных расчетных показателей.

Так же наказуемыми деяниями могут быть признаны: заведомо ложная реклама, использование чужого товарного знака, обман потребителей,

Особое внимание необходимо обратить на нарушения в области рекламы наркотических и психотропных средств. Пропаганда и незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров – влекут штраф на субъектов малого предпринимательства в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятисот месячных расчетных показателей.

Реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, в неспециализированных печатных изданиях, рассчитанных для медицинских и фармацевтических работников, а равно распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, – влекут штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семисот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии либо без такового.

Под пропагандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в настоящей статье следует понимать деятельность физических и юридических лиц, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в сетях телекоммуникаций указанных сведений или совершение иных действий в этих целях.

Под незаконной рекламой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в настоящей статье следует понимать деятельность физических и юридических лиц по распространению и размещению в любой форме, с помощью любых средств любой информации, которая оказывает неосознаваемое воздействие на восприятие и инстинкты человека, формирует или поддерживает его интерес к наркотическим средствам, психотропным веществам и прекурсорам.